Александр (sv0812) wrote,
Александр
sv0812

Звуковое кино

Посмотрел я два любопытных (и, конечно, неизвестных мне ранее) фильма из начала 40-х и 50-х. Пока не буду говорить - каких, потому что стало интересно - было ли что-то ранее на подобную тему. Но для мне "ранее" касается только звукового кино, немое я воспринимать не в состоянии, и оно для меня представляет интерес не более, чем вехи в развитии кинематографа, но не как произведения киноискусства. И уж тем более - не как исторические свидетельства эпохи.

А раз так, то полез я в справочники, дабы составить список первых звуковых фильмов, а также отметить год, когда уже всекино стало звуковым. Пока искал - наткнулся на прелюбопытнейшие высказывания кинематографистов и иных известных людей  о звуковом кино. И настолько они любопытные, что я их принес - улыбнитесь и вы )))

Юрий Тынянов, сборник "Поэтика кино"

Перспективы кинетофона, стереоскопического кино и цветного кино нас мало восхищают...

...Искусство, как и язык, стремится к абстрактизации своих средств. Не всякое средство может, поэтому быть пригодным. Немота, двухмерность и одноцветность фильма — не недостатки, а его «конструктивная сущность». Киноискусство не нуждается в их преодолении, так как новые выразительные средства только помешают дальнейшему его усовершенствованию...

Идеальнейший кинетофон должен бы пользоваться таким адски аккуратным монтажом, при котором действующие лица производили бы нужные им (и ненужные кино) звуки в полной независимости от законов развертывания киноматериала. Получился бы не только хаос ненужных речей и шумов, но он сделал бы неправдоподобной и законную смену кадров.

Виктор Шкловский "Их настоящее"

Перед цветным кинематографом и кинематографом говорящим в качестве препятствия стоит не техника, а отсутствие необходимости. Говорящее кино почти так же мало нужно, как поющая книга*

//Эхх, не знал Виктор Борисович об аудиокнигах ))))))

Абрам Роом "Советский экран"

Если судить о том, что я видел (слышал) в Москве и Берлине, то это совершенная нелепость и чепуха. И ничего нового такое говорящее безобразие дать не может... Когда пропадает экранная тишина — пропадает 99 процентов кинематографа.

И на коду - просто песТня! Выдержки из текста Всеволода Пудовкина, Сергея Эйзенштейна и Григория Александрова "Будущее звуковой фильмы. Заявка"

Неправильное понимание возможностей нового технического открытия не только может затормозить развитие и усовершенствование кино как искусства, но и грозит уничтожением всех его современных формальных достижений.

Современное кино, оперирующее зрительными образами, мощно воздействует на человека и по праву занимает одно из первых мест в ряду искусств. Известно, что основным и единственным средством, доводящим кино до такой силы воздействия, является монтаж.

Утверждение монтажа как главного средства воздействия стало бесспорной аксиомой, на которой строится мировая культура кино.

1. Поэтому для дальнейшего развития кинематографа значительными моментами являются только те, которые усиливают и расширяют монтажные приемы воздействия на зрителя. Рассматривая каждое новое открытие с этой точки зрения, легко выявить ничтожное значение цветного и стереоскопического кино по сравнению с огромным значением звука.

2. Звук - обоюдоострое изобретение, и наиболее вероятное его использование пойдет по линии наименьшего сопротивления, то есть по линии удовлетворения любопытства. В первую очередь - коммерческого использования наиболее ходового товара, то есть говорящих фильм. Таких, в которых запись звука пойдет в плане натуралистическом, точно совпадая с движением на экране и создавая некоторую "иллюзию" говорящих людей, звучащих предметов и т. д.

Первый период сенсаций не повредит развитию нового искусства, но страшен период второй, который наступит вместе с увяданием девственности и чистоты первого восприятия новых фактурных возможностей, а взамен этого утвердит эпоху автоматического использования его для "высококультурных драм" и прочих "сфотографированных" представлений театрального порядка. Так использованный звук будет уничтожать культуру монтажа.

Ибо всякое приклеивание звука к монтажным кускам увеличит их инерцию как таковых и самостоятельную их значимость, что будет безусловно в ущерб монтажу, оперирующему прежде всего не кусками, а сопоставлением кусков.

3. Только контрапунктическое использование звука по отношению к зрительному монтажному куску дает новые возможности монтажного развития и совершенствования. Первые опытные работы со звуком должны быть направлены в сторону его резкого несовпадения со зрительными образами.

И только такой "штурм" дает нужное ощущение, которое приведет впоследствии к созданию нового оркестрового контрапункта зрительных и звуковых образов.

4. Новое техническое открытие не случайный момент в истории кино, а органический выход для культурного кинематографического авангарда из целого ряда тупиков, казавшихся безвыходными.

Первым тупиком, следует считать надпись и все беспомощные попытки включить ее в монтажную композицию как монтажный кусок (разбивание надписи на части, увеличение или уменьшение величины шрифта и т. д.). Вторым тупиком являются объяснительные куски (напр[имер], общие планы), отяжеляющие монтажную композицию и замедляющие темп.

С каждым днем усложняются тематика и сюжетные задания - попытки разрешения их приемами только "зрительного" монтажа приводят либо к неразрешимым задачам, либо заводят режиссера в область причудливых монтажных построений, вызывающих боязнь зауми и реакционного декаданса.

Звук, трактуемый как новый монтажный элемент (как самостоятельное слагаемое со зрительным образом), неизбежно внесет новые средства огромной силы к выражению и разрешению сложнейших задач, угнетавших нас невозможностью их преодоления путем несовершенных методов кинематографа, оперирующего только зрительными образами.

5. Контрапунктический метод построения звуковой фильмы не только не ослабляет интернациональность кино, но доведет его значение до небывалой еще мощности и культурной высоты.

При таком методе построения фильма не будет заперта в национальные рынки, как это имеет место с театральной пьесой и как это будет иметь место с пьесой "зафильмованной", а даст возможность еще сильнее, чем прежде, мчать заложенную в фильме идею через весь земной шар, сохраняя ее мировую рентабельность.

===
Страшно даже представить - в какуюгадость превратился бы кинематограф, если бы он пошел по пути, предложенному мастерами немого кино...
Tags: Кино, Кино СССР
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Путеводитель по советскому кино

    Кого интересует малоизвестное советское кино (а процентов 70 - реально малоизвестно), кого интересует советская эпоха глазами современников - велкам.…

  • А вас тоже хотят убить? )

    Я не мог пройти мимо этой прелести )))

  • Владимира Шахрина - с днем рождения!

  • Литдыбр 42, год 1982

    Мне исполняется 19, зима (декабрь) 2.12.82 Машка - заколебала. "Кто тебе нравится?" А какое её собачье дело, кто мне нравится? И говорит…

  • Литдыбр 41, год 1982

    Мне 18 лет, осень (ноябрь) 12.11.82 Уже приехал из отпуска и вышел на работу. Ездил в Белоруссию, по дороге останавливался в Москве у Женьки.…

  • Максим Покровский

    Не могу сказать, что "Ногу свело" относится к числу моих любимых групп, но несколько песен мне у них весьма нравятся, а потому поздравляю…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments