Александр (sv0812) wrote,
Александр
sv0812

Ирония судьбы: снова Игнатьева vs Пугачева? Или придумывает?

Оказывается, Игнатьева и Пугачева пересеклись на фильме "Женщина, которая  поет" не впервые. Их первая встреча-соперничество случилась тремя годами ранее, при подготовке фильма "Ирония судьбы или С лёгким паром". И, по словам Игнатьевой, песни Таривердиева достались Пугачевой исключительно потому, что сама Валентина отказалась петь.

Прежде, чем расскажу эту историю, я хочу сделать ремарку. Как-то у Эволюции я читал статью о "короне". Так вот,  Игнатьева, по-моему, яркий пример дамы с короной до небес, только проявляется эта корона не в отношениях (хотя, наверняка, и там тоже), а в творчестве. Ведь она искренне считает, что оказалась несправедливо задвинутой, а её законное место Певицы Номер Один в Советском Союзе заняла Пугачева.

i-1082

Но пойдем по-порядку. Как я понял, история с песнями к "Иронии" впервые всплыла в желтой прессе. Очень желтой, желтее не бывает. Цитирую "Экспресс-газету":

«Нас с Микаэлом познакомили общие друзья, когда он пришел на один из моих спектаклей и остался на вечерний банкет. И сразу завязался недолгий роман, но какой мощный! Страсть Микаэл мог разжечь в любой женщине… даже самой холодной. А я сама-то была как июльский день… Однажды он приехал ко мне в театр и предложил спеть несколько песен в «Иронии судьбы». Как я тогда намучилась и наплакалась, песни давались с большим трудом. Из-за нехватки времени я успела разучить и записать всего две песни, и на мое место пригласили в то время еще мало известную Аллу Пугачеву. Это теперь я понимаю, какую ошибку совершила!..»

О, как!

К чести Игнатьевой, она в своих воспоминаниях сообщает, что это журналист ЕГ (Алексей Смоляков) извратил рассказ и предлагает собственную версию.

Здесь всё – ложь! Не был он ни на каких моих спектаклях, не было никакого банкета, никакой страсти он во мне не разжёг, и в театр ко мне не приезжал…

В 1975 году Игнатьева работала актрисой в Московском экспериментальном театре-студии под руководством Юденича. В то время, в частности, она играла Аниту в мюзикле "Вестсайдская история". Занятость была сумасшедшая, свободного времени - мизер.

ignatieva1

И тут к молодой актрисе обращается мэтр - известный и любимый в стране композитор Микаэл Таривердиев. И якобы он отлично знает её и как актрису, и как певицу - правда, сама она даже и не помнит, где и когда с ним познакомилась.

Не, граждане, вы в это верите? Совершенно начинающая актриса знакомится с выдающимся композитором и даже не помнит - как это было. Зато он её знает и ценит. Ха-ха!

Но послушаем саму Игнатьеву.

Да не влюблялась я в него!  Не скрою, он был очень интересный, импозантный, всегда элегантно и модно одетый, интеллигентный, эрудированный, бесконечно талантливый композитор, мужчина. Но это я ему понравилась, а мне было приятно получать комплименты и ухаживания от такого мужчины! И только… Однажды он мне предложил спеть песни к фильму, который вскоре должен был снимать режиссёр Эльдар Рязанов.

Но он /Таривердиев/ поставил мне одно условие: чтобы я сама аккомпанировала себе на гитаре. Да, я пела на эстраде песни и под гитару тоже, но я не владела ею настолько, чтобы самостоятельно по партитуре сыграть их на гитаре. Я понимала, что это мне будет сложно, но… не отказалась.

Мы приступили к работе. Я не просто до этого так подробно описывала график работы в театре. Мы были заняты там «под завязку». Практически без выходных…  Я начала учить, в перерывах в театре, песни: «Мне нравится», «Хочу у зеркала…»… Они мне очень нравились!!! Выучила. Стала разбирать гитарную партию. Сложно, но двигалось…

Параллельно с моими самостоятельными занятиями, мы изредка встречались в доме у Микаэла. Как он меня учил? Он заводил мне записи песен известной тогда в Польше и немного у нас актрисы Эвы Демарчик, и заставлял меня внимательно и долго её слушать: принцип её актёрского пения, её тембр, манеру и пр. для того, чтобы я, напитавшись соками её гордого женского и, одновременно, мужественного аристократизма, смогла хоть немного приблизиться к этому эталону. Она пела на русском языке. И песни эти до сих пор в моей душе, потому что она, действительно, не похожа ни на кого. Её пение очень трогало меня и доходило до самых тайных глубин моей души. Это и пением-то трудно было назвать. Это скорее были монологи женщины...




Поёт Эва Демарчик

Да, это был мой репертуар, мои песни! Причём он со мной не репетировал, т.к. знал, что я это спою спокойно, потому что я в такой манере пела много песен…  И мне это близко.

Но приближался день записи, а мне не хватало… времени, чтобы всё до конца отрепетировать. Он назначает мне встречу-репетицию. А у  меня всё забито в театре. Один раз, второй, третий… Дальше у него возникает естественный вопрос: «Что будем делать?». Я отвечаю: «Не знаю».

Не прийти в театр на репетицию было невозможно или надо уходить из него, что, естественно, я не смогла «променять» на фильм с каким-то странным и непонятным названием, (как он мне рассказывал «краткое содержание») про каких-то пьющих в бане мужиков, которые решили разыграть своего дружка… И никто мне тогда не смог сказать: «Валя, это же РЯ-ЗА-НОВ!, он снял «Карнавальную ночь!!!». Значит, и этот фильм должен быть не меньший шедевр, но тогда… мне было 26 лет, и я только разошлась с мужем и, вообще, «знать бы где упасть…

Тогда он мне сказал: «А что мне делать?  Я вынужден искать другую исполнительницу».  Я ответила: «Ну что? Ищите, по-другому ничего не получается!..».




Песня Аниты из фильма "Где-то плачет иволга" (1982 год). Поет (за кадром) Валентина Игнатьева. Ну, очень похоже на Демарчик, ога ))



Песня из фильма Ключ (1980 г), поет Валентина Игнатьева (за кадром)

На этом можно было бы и закончить своё воспоминание, но я хочу обратиться ещё к одной фразе из статьи, которая меня возмутила! «Как я тогда намучилась и наплакалась, песни давались с большим трудом, - вздохнула Валентина. - Из-за нехватки времени я успела разучить и записать всего две песни, и на мое место пригласили в то время еще мало известную Аллу Пугачеву».

Во-первых, я ничего не записывала. Во-вторых, не мучилась и не плакала, а получала огромное удовольствие и наслаждение и от репетиций, от самого мастера, от песен его и Эвы Демарчик! В третьих, главному редактору этого издания, видимо, как у нас говорят в режиссуре, захотелось для полноты эффекта «углубить предлагаемые обстоятельства», т.е. представить Аллу «мало известной». Хотя с младых лет, хоть мы с ней, если опять же верить прессе, ровесницы (рождения 1949г.) я знала и очень любила песню в её исполнении «Робот».

Не знаю, правда это или нет, но мне профессиональные люди, которые были на записи этих песен в студии, говорили, что именно с Аллой у Таривердиева тогда возникло много проблем. Ведь её неповторимый тембр, манеру, голос надо было «подогнать» под пение непрофессиональной учительницы. И вот здесь возникли проблемы. И мне говорили, что именно там и были слёзы.



Прошу прощения за длинную цитату, но она очень важна для нашей истории.

Итак, мы узнали, что Таривердиев был, якобы, влюблен в Валентину.
Во-вторых, он, якобы, был так уверен в Игнатьевой, что даже не репетировал с ней.
Это Таривердиев-то? Который всех исполнителей, работавших с ним, строил в три ряда по весемь, добиваясь нужного звучания и интонирования. Всех, включая уже состоявшегося Кобзона (для "Семнадцати мгновений"). Который даже Магомаева (для тех же "Мгновений") сначала записал, а потом уж решил, что Кобзон подойдет лучше.



А в зеленую певичку - ога, просто так верил. Ну, сильно-сильно был влюблен, не иначе...

Правда, сам Таривердиев совершенно по-другому вспоминает работу над песнями к "Иронии судьбы".

Таривердиев: "Когда только начались съемки «Иронии судьбы», мы стали искать певицу. Я пробовал очень многих. Была такая прелестная певица Валя Пономарева — она пробовалась, кто-то еще. Это было хорошо, но все же не подходило.

Тогда я попросил Раису Александровну Лукину, замечательного музыкального редактора, просто легендарного редактора, найти Пугачеву. А Алла как-то после «Короля-Оленя» совершенно пропала. И где она? А Бог знает где. Все же нашли ее. Примерно в это же время, во время работы над фильмом, она поехала в Сопот и там замечательно спела «Арлекино». Все как-то параллельно происходило.

Начали мы с ней работать. Работали много, около месяца. Хотя, казалось бы, поет всего четыре романса. Вообще, конечно, ей трудно с нами было. Эльдар требует от нее одного, я — другого. Совсем замучили ее. На каждую песню было сделано по тридцать дублей. За целый день писали по одному романсу. В итоге она записалась замечательно. Эти ее записи не подвержены ни времени, ни моде, ни каким-то другим проходящим вещам. Эти записи уже остались. Записи, которые она делала потом, эстрадные, они оказались подверженными моде, от них уставали, их переставали слушать. А эти остались. И лучше нее никто после этого не спел".




Вы поняли, да? )))) Таривердиев из претенденток только Пономареву называет, о том, что проводилась огромная работа с Игнатьевой, в которую он, якобы, верил, ни слова не сказано. Это о главной-то претендентке, которая в картину не попала исключительно из-за своей занятости? Три ха-ха!

Ну, разумеется, сторонники конспирологии могут сказать, что это Таривердиев, когда писал мемуары, жутко боялся "всесильную" Пугачеву, которая могла, типо, сделать что угодно с кем угодно. Но... у тех, кто хоть немного знает о личности композитора, такая версия может вызвать только неудержимый смех.

В откровениях Игнатьевой есть и еще один момент, вызывающий, как минимум, вопрос. Она пишет, что не поняла - кто режиссер. Ну, да, ей сказали, что Рязанов, но она не сопоставила его и фильм, который отлично знала ("Карнавальную ночь"). И это при том, что уже были сняты и "Гусарская баллада", и "Берегись автомобиля", и "Старики-разбойники", и "Итальянцы в России".



Даже я, совсем ребенок на тот момент, знал режиссера Рязанова. А актриса - не знала? Да лаааадно!

А зачем ей врать? - спросите вы меня. Я легко отвечу: Ничем иным, кроме якобы незнания режиссера, невозможно объяснить отказ от песен для фильма в пользу заштатного театра. А так - всё круто получается...

Не получается, правда, состыковать, но ведь для стыковки надо кучу материалов прорыть, а таких придурков, которые роют, не так уж много ))))

Ну и я молчу уже о том, что Пугачевой для записи четырех песен понадобилось четыре дня - даже со всеми дублями. И, представьте себе, Пугачевой не предлагали самой себе аккомпанировать... Удивительно, да? )) И еще нюанс (это к вопросу о занятости)

Эльдар Рязанов: "Пугачева была, в общем, - никому неизвестная певичка, которая «шастала» по каким-то гастролям. Из Орла – в Липецк, из Липецка – в Брянск, из Брянска – вообще в Харьков и т.д. И она между гастролями какими-то заезжала к нам, я помню простуженная, и замечательно пела. И Микаэл с ней работал, а я ей объяснял (она не читала сценарий), я ей объяснял, что там нужно и т.д. и т.д. Работала бесподобно".

И на коду хочется прокомментировать еще один момент из сказанного Игнатьевой, вот он: "фильм с каким-то странным и непонятным названием, (как он мне рассказывал «краткое содержание») про каких-то пьющих в бане мужиков, которые решили разыграть своего дружка…"

Обратимся к Таривердиеву.

«Когда я прочел сценарий «Иронии судьбы … », очень удивился. Жанр ни под какое определение не подходил. Для меня этот фильм — рождественская сказка. Сказка о том, что все мы — независимо от возраста — ждем, когда с неба (без всяких наших на то усилий) свалится на голову принц или приниесса. Прекрасные, очаровательные, любящие, которые нас поймут, как никто до этого не понимал.

Это — сказка (у кого-то, быть может, она сбывается, но, думаю, мало у кого’). О ней мечтают все и всегда с особым теплом и доброй иронией об этом думают. Фильм делался к Новому году, это был специальный новогодний заказ телевидения, поэтому все говорили, что картина должна иметь запоминаюшиеся песенки — куплетные, с nростыми словами. А тут «развели консерваторию, романсы» … Да еще на такую сложную поэзию. Это загубит картину …

Эльдар Рязанов оказался прекрасным товарищем. Мы оборонялись спина к спине. Хотя nризнаюсь, что и сами испытывали страх. Успех песен из «Иронии судьбы … ». признаться. стал для меня полной загадкой». (Из книги Микаэла Таривердиева «Я просто живу»).

Вы всё еще верите, что Таривердиев, кратко пересказывая сюжет, мог сказать, что фильм о "пьющих в бане мужиках, которые разыгрывают друга"?

Может, это Валентина Игнатьева нас разыгрывает, м?



Участники съемок рассказывают о записи песен к фильму "Ирония судьбы" и вообще об этих песнях.

Tags: Алла Пугачева, Кино СССР, Музыка из фильмов, Советские фильмы, Советское кино, Фильмы СССР, Эльдар Рязанов
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Путеводитель по советскому кино

    Кого интересует малоизвестное советское кино (а процентов 70 - реально малоизвестно), кого интересует советская эпоха глазами современников - велкам.…

  • А вас тоже хотят убить? )

    Я не мог пройти мимо этой прелести )))

  • Владимира Шахрина - с днем рождения!

  • Литдыбр 42, год 1982

    Мне исполняется 19, зима (декабрь) 2.12.82 Машка - заколебала. "Кто тебе нравится?" А какое её собачье дело, кто мне нравится? И говорит…

  • Литдыбр 41, год 1982

    Мне 18 лет, осень (ноябрь) 12.11.82 Уже приехал из отпуска и вышел на работу. Ездил в Белоруссию, по дороге останавливался в Москве у Женьки.…

  • Максим Покровский

    Не могу сказать, что "Ногу свело" относится к числу моих любимых групп, но несколько песен мне у них весьма нравятся, а потому поздравляю…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments